Нужна ли современному обществу наука?

Список разделов Общие разделы Серьёзно

Описание: Серьёзные обсуждения — строгая модерация

Сообщение #1 VEG » 11.08.2004, 00:47

В одном из форумов обсуждалась статья http://www.membrana.ru/articles/readers/2004/07/09/191100.html
Может, и мы попробуем ее обсудить?

Быстрое развитие науки уже привело к отрицательным последствиям. Это и нагромождение неиспользуемой информации, и большой разрыв между тем, что делается в научных лабораториях и тем, чему учат в школе, и появление нового типа профессионального учёного-карьериста, ставящего науку на службу собственным интересам, и очень малая эффективность в исправлении вреда, нанесённого природе неумелым "научно-техническим прогрессом".
Налицо все черты кризиса перепроизводства "системы знаний". Откройте современные школьные учебники по естествознанию. Вы не увидите там ни слова о "системе знаний", которая формировалась несколько десятилетий назад.
Структура микромира, "великое объединение" взаимодействий в природе, квантовая телепортация и достижения в астрофизике. Старый и добрый учебник Пёрышкина по физике в трёх томах сегодня более современен, чем нынешние.
Логика проста — нет "инновационного потенциала" у этой "системы знаний", и нет нужды забивать этим голову детям. А детям этих детей жить через сто лет на нашей земле.
Общество не хочет их готовить к жизни в соответствии с правилом "сто лет". Потому что у него нет времени, и оно не может (хотя, возможно, хочет) ждать сто лет.
А вот у астрологических предсказаний "инновационный потенциал" сегодня как никогда высок. На все лады колдуют, привораживают и отвораживают, снимают порчу всякие маги и экстрасенсы. Можно назвать это кризисом разума.
Наш главный враг сегодня — поразившая общество болезнь невежества из-за перепроизводства "системы знаний", которая более не воспринимается обществом.
Напрашивается аналогия со ступором при сильном эмоциональном возбуждении — торможение нервной системы на поступающий поток информации.
Уроки истории и добывавшиеся в течение веков знания забываются. Учёные и профессионалы уходят и замещаются дилетантами, у которых не было за душой какой-либо теории или выстраданного учения.
Развитие общества не поспевает за формированием новой "системы знаний". Возникает громадный провал между меньшинством, формирующим эту самую "систему знаний" и остальным большинством, не в состоянии воспринять её.
В отличие от объективных обстоятельств, о которых я сказал в предыдущем разделе, это является мощным субъективным фактором, отторгающим общество от науки.
С наилучшими пожеланиями, Евгений
VEG M
Автор темы, Администратор
Администратор
Аватара
Возраст: 36
Откуда: Финляндия
Зарегистрирован: 24.07.2004

Сообщение #2 Roniks » 24.09.2004, 01:28

VEG, тут написано таким сложным языком, что понять сложно. Могу сказать одно - я работаю в школе, учусь заочно на юриста, но разница между мной, получающем высшее образование, и студентом, получающем среднеспециальное лишь в том, что мне на протяжении 6 лет вбивают не нужную мне в будущем философию, историю права, историю гос-ва и права, историю общ. и политической мысли и т.д. Вот скажи, на фиг мне в работе эта история. Сейчас законы меняются с такой скоростью, что их уже можно включать в учебники по истории. Почему бы эти часы не отдать на нужные мне в будущей проффессии предметы. Вот из-за этой воды, я считаю, у нас в стране и происходит, как ты говоришь, перепроизводство системы знаний. Зачем брать на работу чел-ка с "вышкой", если среднеспециалист знает не меньше его, а зарплата у "вышника" на 90000 - 100000 выше. На мою специальность сейчас конкурс - 34 чел-ка на 1 рабочее место. Тути говорить нечего. А возьми программу 12-летней школы... Раньше система знаний СССР занимало первое место в мире по подготовке специалистов - а сейчас...
Одним словом - лучшее образование - это самообразование...
Roniks
0+ сообщений
Возраст: 41
Откуда: Slutsk
Зарегистрирован: 31.08.2004

Сообщение #3 nixed » 18.09.2005, 23:33

Вот это да!!! Вот это реальный вопрос!!!! Конечно же крайне актуальный (с учетом утечки мозгов). Допустим, что наука и не нужна. Разгони всех этих ученых на поля кукурузу собирать??? Я не думаю, что это у тебя получится!!! Вывод: наука нужна, чтобы не было пробок на полях во время сбора кукурузы!!!!
nixed
0+ сообщений
Возраст: 25
Зарегистрирован: 18.09.2005

Сообщение #4 Vodka » 20.09.2005, 07:49

Наука нужна что бы не было много рабочих.
Автор благодарит алфавит за любезно предоставленные буквы.
Vodka M
1000+ сообщений
Возраст: 36
Откуда: Слуцк
Зарегистрирован: 26.07.2005

Сообщение #5 Зной » 20.09.2005, 14:30

Как в этом вообще можно сомневаться, наука нужна каждому государству, чтобы жить лучше... Та же политика является наукой, а политики - своеобразные учёные!
Дьявол должен быть красивым...ибо обязан соблазнять!
Зной M
2000+ сообщений
Аватара
Возраст: 37
Откуда: Слуцк-Минск
Зарегистрирован: 16.07.2005

Сообщение #6 Lo » 10.04.2008, 19:08

Текст не мой, Герыча, но понравился )) Герыч, это мой хороший приятель, он работает в НИИ, у него какая-то химическая специальность.

Расскажу небольшую историю, наглядно показывающую, почему наша наука в такой жеппе.

Приходит намедни ко мне начальнеца в НИИ и грит: надо померять реологию - динамическую вязкость некого раствора. Раствор уже лет 40 применяется на производстве.
Я, само собой разумееццо, [ничего] в этой реологии не секу, но надо - значит надо; поэтому беру сперва толстющую инструкцию к меганавороченному прибору за много тысяч американских дензнаков и втыкаю ее, разбираясь, как вообще эту [ерунду] мерить.
Дальше я беру книжку с непроизносимым названием чета там про "такситропные системы" и осиливаю ее всю, хотя понимаю через слово. Последняя глава книжки называется "Применение кривых вязкости систем" - ну в смысле той штуки, которую мне сказали мерять.
Я прочитываю ее и обнаруживаю, что собственно, единственное, для чего все эти измерения проводятся - это проверить, будет ли система работать.
ПИпЕЦ
Это если провести аналогию, то скажем мне дали готовый шарик из куска пластелина. Я взял у государства бабло, расщепил этот пластелин на атомы, всесторонне его исследовал при помощи спутников НАСА и профессоров Оксфорда и в итоге сделал умозаключение "из пластелина можно слепить шарик".

Дело тут даже не в том, что это маразм. Просто я покажу данное блятьисследование любому человеку, который в этом мало-мальски разбирается, и он меня сдаст или ОБЭПу, или в психушку. Я беру у государства бабло, чтобы доказать, что раствор, который работает уже много лет, действительно работает!

В общем, делать я это отказался, хотя, наверное, никто бы проверять и не стал. Взялся для отчета делать вещь хотя бы более или менее полезную. Но, полагаю, это единичный случай скорее. Так что прав был мифологический японец, который, совершая экскурсию по одному из наших заводов, на вопрос "На сколько мы от вас отстали?" якобы ответил "навсегда".
Я Та, которая носит короткие юбки без всяких к тому оснований
Lo
1000+ сообщений
Аватара
Откуда: Строителей
Зарегистрирован: 15.05.2007

Сообщение #7 Иваныч » 31.05.2008, 15:02

По моим скромным наблюдениям, люди по своему отношению к деятельности подразделяются на (названия условны) "рабочих", "инженеров" и "учёных".
"Рабочий" поддаётся обучению и, при хорошем "инженере" рядом, способен квалифицированно выполнять любую работу. Он знает много способов сделать ту или иную работу, но не всегда в состоянии правильно определить, какой способ наименее трудоёмок и наиболее рационален.
"Инженер" обладает менее искусными руками, зато способен найти достаточно быстро найти оптимальный вариант решения поставленной задачи и толково довести его до "рабочего". Он обладает более подвижным умом. Из среды "инженеров"(крайне редко - из "рабочих") появляется новый тип - "учёные".
"Учёный" не только способен выбрать оптимальный вариант выполнения работы, но и способен на основании имеющихся знаний изобретать всё более удобные и лёгкие способы совершения той или иной работы.

Названа тема довольно неграмотно, на мой взгляд. Имело бы больший смысл обсуждать её в рамках одной из "образовательных" тем. При чём здесь наука? Наукой способен заниматься хорошо, если один процент экономически активного населения. Для этого необходимо углубленное(университетское) образование. Для того, чтобы быть "инженером"(лишь 10-15% имеют "инженерный" склад ума. Замечу, при этом, что под"инженером" я не имею в виду лишь технические специальности), - достаточно прилежной учёбы в техникуме, класса после 7-го. Карьеру же "рабочего" можно начинать "делать" уже после 7-го класса средней школы. Уточню, что это при том, что в первый класс ребёнок отправится лет в восемь.

В нашей же современной системе образования (да и не только образования...) взят, за основу, на мой взгляд, неверный посыл о "всеобщем высшем образовании", в результате чего люди ещё в школе получают уйму ни разу в жизни не понадобящихся им знаний, вместо того, чтобы сосредоточиться на хорошем (на "живом" опыте, а не "зубрёжке") усвоении главного. Как результат - повсеместное падение производительности труда, нехватка квалифицированной рабочей силы и катастрофический переизбыток, практически мало чего умеющих, "специалистов с высшим образованием", для которых нужно создавать рабочие места. Грустно наблюдать всё это, неужели никто из тех "кто на дерево влез" не способен прийти к очевидным выводам?

P.S. Прошу многоуважаемых форумчан не рассматривать этот пост как покушение на их студенческие права. На форуме, вне всякого сомнения, все пользователи достойны гордого звания "учёный", как минимум... :yes:
На досуге развожу хомячков )))
Иваныч M
4000+ сообщений
Аватара
Откуда: гораздо важнее - куда
Зарегистрирован: 01.10.2006

Сообщение #8 Gorden » 31.05.2008, 16:33

Irusha , на мой взгляд, чтобы заниматься "наукой" нужна не только голова, но и n-ое кол-во денежек. И будь человек хоть гением гениев , без денег в нашем обществе он редко что-то может сделать... Тут появляются спонсоры и разного рода "снабженцы" , которые просто напросто диктуют "голове" , что ему и как делать... И это дело довольно распространено у нас в стране и не только. И то, что некоторые могут сказать вроде того: " если они такие умные, то без проблем должны знать, как найти денег..." , то все это большое заблуждение и более того - полная чушь... Я знаю по меньшей мере 1-го весьма одаренного , умного и способного человека, права не нашей национальности), и тому, чтобы он что-то изобрел или нашел, мешает только не имение средств. Но, думаю у него будет все хорошо)...
Я согласен с вами Irusha в том, что часто нас перегружают ненужными знаниями... Но, это ведь вопрос, на который можно дать двоякий ответ... Некоторые предметы или науки, которые мы изучаем как в школах , так и в университетах, нам не нужны просто напросто потому, что мы живем в среде, где к примеру никто не будет обсуждать эпоху возрождения или ренессанса, а наиболее вероятно обсуждение сериала или полифонии нового телефона... И обратите внимание - человека все меньше интересует, что было раньше, и все больше - что будет дальше...
Соглашусь с вами Irusha и в том, что наши специалисты молодые оставляют желать лучшего... Половине людей, получающих высшее образование, оно не нужно вообще. И это не мое мнение, это факт. Но, у нас ведь так заведено - учиться для корочки...
Но, на мой взгляд, не все так плохо, и в нашем обществе еще хватает светлых голов, и потому, мы еще поживем...
А вообще, это дело можно обсуждать бесконечно, а суть останется та же...
Даже не пытайтесь остановить меня...
Gorden M
500+ сообщений
Возраст: 37
Откуда: Cверху...
Зарегистрирован: 25.06.2006

Сообщение #9 Ленатик » 31.05.2008, 16:34

Вот начитаешься таких тем типа "нужна ли наука?", "убрать ли МХК?", "нужны ли знания, полученные в школе?" и большинство так в унисон кивает: нет, все кругом придурки, нам ничего не надо, мы самые умные, что невольно возникает подозрения, что некоторым хочется жить в каменном веке, охотиться на мамонтов, молиться деревянныи истуканам и собирать корешки.
А мозг то по прежнему используем на процентов 10%
Не верю, что у кого-то так и пухнет голова от ненужной информации.
Будьте циничны - людям это нравится
Ленатик
100+ сообщений
Возраст: 37
Откуда: Молодечно - Минск
Зарегистрирован: 22.03.2007

Сообщение #10 Иваныч » 31.05.2008, 16:54

Gorden, я, собственно, о том - нужна наука или нет... Мой ответ - без сомнений, нужна! Но, - не всем (как пытаются сделать вид у нас сейчас...). Всё дело в бытующих стереотипах наших бабушек-дедушек: "Не будешь учёным - так и будешь всю жизнь навоз ковырять". Это ошибочный посыл, я выступаю против вредных традиций и стереотипов. И, хотя (соглашусь с Вами), наше общество устроено далеко не так как хотелось бы, я не считаю, что выносить на общественное обсуждение таких тем преждевременно. Наоборот, - чем чаще об этом будут думать и говорить, тем больше вероятность позитивных изменений в нашей жизни. Имеется положительный опыт, так сказать... :wink:
На досуге развожу хомячков )))
Иваныч M
4000+ сообщений
Аватара
Откуда: гораздо важнее - куда
Зарегистрирован: 01.10.2006

Сообщение #11 KOLAS » 31.05.2008, 18:42

Однозначно НУЖНА!!!!
Когда власть любви превзойдет любовь к власти, наступит мир на земле.

Jimi Hendrix
KOLAS M
100+ сообщений
Аватара
Зарегистрирован: 09.08.2006

Сообщение #12 Gorden » 31.05.2008, 19:21

Irusha: Всё дело в бытующих стереотипах наших бабушек-дедушек: "Не будешь учёным - так и будешь всю жизнь навоз ковырять".
Irusha, знаете, я бы и этим занялся с большим удовольствием, зная, что это мое... Но, пока не светит ...
...)

А нужна или нет - нужно образование, но это не значит, что обязательно высшее, нужны знания... И это нужно хотя бы для того, чтобы родители смогли ответить на вопросы ребенка, пока он не пошел в школу.)))
Даже не пытайтесь остановить меня...
Gorden M
500+ сообщений
Возраст: 37
Откуда: Cверху...
Зарегистрирован: 25.06.2006

Сообщение #13 Ленатик » 31.05.2008, 19:35

Gorden писал
А нужна или нет - нужно образование, но это не значит, что обязательно высшее, нужны знания... И это нужно хотя бы для того, чтобы родители смогли ответить на вопросы ребенка, пока он не пошел в школу.)))

Поддерживаю.
Будьте циничны - людям это нравится
Ленатик
100+ сообщений
Возраст: 37
Откуда: Молодечно - Минск
Зарегистрирован: 22.03.2007

Сообщение #14 Иваныч » 31.05.2008, 20:32

Gorden, "не светит", или "не греет", - это, как говаривали в Одессе, "две большие разницы"...
Gorden:А нужна или нет - нужно образование, но это не значит, что обязательно высшее, нужны знания...
А вот тут наши мнения совпадают. Просто во времена "бабушек-дедушек" "учёным" считался человек умеющий читать и считать, а в наше время "продолжилась" гонка за "учёностью" на другом уже уровне. Забыли только, что количество - не означает - качество. Так и продолжаем "воевать": не умением, а - числом... После революции такой порядок стал расхожим.
На досуге развожу хомячков )))
Иваныч M
4000+ сообщений
Аватара
Откуда: гораздо важнее - куда
Зарегистрирован: 01.10.2006

Сообщение #15 Изабелла » 31.05.2008, 21:44

Зной выссказался правильно. А все остальное-вариации на тему Паганини ( о Паганини на уроках по искусству). Наука это движение вперед. Исследования. Учись мой сын. НАУКА СОКРАЩАЕТ НАМ ОПЫТЫ БЫСТРОТЕКУЩЕЙ ЖИЗНИ... :yes: :yes: :yes:
C годами все труднее бороться с гАдами но все легче их игнорировать.
Изабелла F
5000+ сообщений
Зарегистрирован: 04.06.2005

Сообщение #16 Иваныч » 31.05.2008, 22:13

А свои мысли по теме имеются? :laugh: Модератора - в студию!

Вопрос ставился о нужности науке обществу, а не государству - (как у Зноя), хотя для кого-то это не важно...
На досуге развожу хомячков )))
Иваныч M
4000+ сообщений
Аватара
Откуда: гораздо важнее - куда
Зарегистрирован: 01.10.2006

Сообщение #17 Изабелла » 31.05.2008, 22:16

А в государстве живет не общество? Ой, Ируша, не надо... вот сейчас накликаете модераторов, они и появятся.
Наука необходима. И в ней, в науке, тоже происходит естественный отбор, как в фигурном катании. До вершин добираются лучшие из лучших. А остальные...ну в общем моя мысль кажется понятна.
C годами все труднее бороться с гАдами но все легче их игнорировать.
Изабелла F
5000+ сообщений
Зарегистрирован: 04.06.2005

Сообщение #18 Шув » 31.05.2008, 22:16

Ну, знаете, я благодарен науке даже за то, что сейчас имею возможность общаться с вами на форуме! :laugh: А, к примеру, в связи с желанием ещё и очень быстрого и дешёвого перемещения в пространстве (скажем - на ужин к Изабелле!) - нуждаюсь и в дальнейшем существовании и дееспособности данной отрасли деятельности человека. :yes:
Шув M
3000+ сообщений
Зарегистрирован: 23.08.2005

Сообщение #19 Иваныч » 31.05.2008, 22:29

Шув-бовсть, а не страшно превратиться в эдакого "Влюблённого Тома" из одноимённого фильма?

У общества и государства могут быть разные цели.

Я веду речь о том, что подавляющему большинству населения конкретика не нужна, достаточно общего представления. Конкретикой каждый должен заниматься на своей работе, выполняемой изо дня в день. Голова не свалка для мусора...
На досуге развожу хомячков )))
Иваныч M
4000+ сообщений
Аватара
Откуда: гораздо важнее - куда
Зарегистрирован: 01.10.2006

Сообщение #20 Изабелла » 31.05.2008, 22:52

При чем тут подавляющее( кого оно у вас постоянно давит, это большинство) население. Подавляющее большинство должно заниматься своим делом, а ученые своим. Вот пусть и изобретают, развивают. А то действительно, я бы с удовольствием на кнопку кресла нажала, и уже на балконе с Шув-Бовстем под гитару песни пою, попела, и без ущерба для авиакомпаний, границ и времени-дома. Примерная жена. Утюжу мужу шнурки. Да.
C годами все труднее бороться с гАдами но все легче их игнорировать.
Изабелла F
5000+ сообщений
Зарегистрирован: 04.06.2005

Сообщение #21 Иваныч » 31.05.2008, 23:08

При том, что внимательнее нужно предыдущие обсуждения читать, а не "рубить с плеча" про какого-то Паганини... :laugh: Тут немножко о другом, вообще-то, речь шла... Вот, вечно Вы не разобравшись как следует, критику наводите...
А большинство всегда давит меньшинство и это не "у меня", а в жизни так устроено, не знали? :yes:
На досуге развожу хомячков )))
Иваныч M
4000+ сообщений
Аватара
Откуда: гораздо важнее - куда
Зарегистрирован: 01.10.2006

Сообщение #22 Изабелла » 31.05.2008, 23:21

Irusha:Тут немножко о другом, вообще-то, речь шла... Вот, вечно Вы не разобравшись как следует, критику наводите...
Ну кто может сравниться с Ирушей моей...Кто на свете всех милее, всех румяней и белее...:))))
Большинство давит и давит...Речка движется и не движется. Науку делает не большинство, а талантливое меньшинство...
C годами все труднее бороться с гАдами но все легче их игнорировать.
Изабелла F
5000+ сообщений
Зарегистрирован: 04.06.2005

Сообщение #23 Ленатик » 31.05.2008, 23:26

Науку делает не большинство, а талантливое меньшинство...

Простите, а как же развитие науки согласно запросам общества?
Будьте циничны - людям это нравится
Ленатик
100+ сообщений
Возраст: 37
Откуда: Молодечно - Минск
Зарегистрирован: 22.03.2007

Сообщение #24 Изабелла » 31.05.2008, 23:28

Действительно. Например атомная бомба. Общество придумать может любой запрос, но наука-это общество избранных.
C годами все труднее бороться с гАдами но все легче их игнорировать.
Изабелла F
5000+ сообщений
Зарегистрирован: 04.06.2005

Сообщение #25 Иваныч » 31.05.2008, 23:30

Изабелла:Науку делает не большинство, а талантливое меньшинство...

Именно об этом я и пишу, о, читающая_между_строк... :laugh: Вы с кем спорите-то?

Ленатик:Простите, а как же развитие науки согласно запросам общества?

А что такое "запрос общества"?
На досуге развожу хомячков )))
Иваныч M
4000+ сообщений
Аватара
Откуда: гораздо важнее - куда
Зарегистрирован: 01.10.2006

След.

Вернуться в Серьёзно



cron