dostan » 21.01.2007, 14:55
Почему вдруг все начинают носить те или иные вещи: красные брюки или обувь с ультраострыми носами? Почему, увидев на прилавке потёртые джинсы, начинают сходить с ума, если не удаётся их купить? Почему вдруг решают, что эта вещь модна, а время другой уже ушло? Кто и что определяет моду в Слуцке?
Те, кто начинает
Понятие о модных вещах в Слуцке формируют различные факторы - реклама, клипы, журналы, кинофильмы. Но основными всё же являются “инноваторы”. Так специалисты в области моды называют людей, которые демонстрируют новые вещи своему непосредственному окружению: прохожим, соседям, друзьям. Они экспериментируют, рискуя оказаться объектом насмешек, но в то же время имея шанс повести других за собой. А когда ближайшее окружение начинает усваивать новые веяния, в городе наступает цепная реакция: всё больше и больше людей покупают и носят те элементы одежды, которые, по их мнению, стали модными. Такой вывод можно сделать из многочисленных бесед со случчанами и продавцами магазинов одежды.
Сразу оговоримся, что в первую очередь речь идёт о молодёжной среде, которая больше всего подвержена различным течениям моды и, собственно, эту моду диктует.
Моду в Слуцке поддерживают не только группа её местных "законодателей", но и продавцы на рынке. Конечно, не каждый человек осмелится надеть на себя модную вещь. Ведь сейчас в моде яркие вещи и чтобы на них, особенно на джинсах, было побольше дырок, всевозможных потёртостей, цепочек, страз, карманов и ещё очень много всякого, от чего молодёжь просто сходит с ума.
Каждый продавец берёт это на заметку и привозит то, что у него будут покупать.
Те молодые люди, которые не могут найти подходящий вариант одежды в Слуцке, начинают поиски в столице, а то и за границей.
А потом наступает новый цикл: "инноваторы" снова начинают экспериментировать, и уже другое модное течение приходит в город и набирает обороты.
Мода у парней
Модно одетых парней в Слуцке заметно меньше, чем девушек. Наверное потому, что мужчины более консервативны в выборе одежды, тем более, одеваясь экстравагантно, парень рискует прослыть человеком нетрадиционной ориентации. Заметнее всего модные тенденции у юношей проявляются в том, какие головные уборы они носят. В начале-середине 90-х просто повальной была мода на вязаные зимние шапки, которые сменили “гномики” и “гномики с бубенчиками”, потом появились кепки. Сейчас нет ярко выраженной моды на тот или иной головой убор, но основные тенденции отследить можно.
Кузница моды
Для молодёжи Слуцка своеобразным подиумом, на котором демонстрируются последние модные покупки, являются дискотеки, а летом ещё и прогулки по ул.Ленина от Молодёжного центра до универмага "Слуцк". Не меньшую роль в формировании взглядов на то, что модно, играют школы и училища: здесь также молодые люди присматриваются к одежде друг друга и перенимают последние веяния моды.
Подражание
Если "инноваторы" влияют на моду непосредственно, то косвенно в наши умы понятия о моде внедряют телевидение и "глянцевые журналы". В случае с телевидением законодателями моды являются кумиры: герои музыкальных клипов, кинофильмов, ведущие телепередач. Достаточно было на экранах появиться фильму "Брат" и “Брат-2”, как молодые люди стали носить свитера крупной вязки. Подобным образом на молодых людей в выборе одежды влияют и участники "Фабрики звёзд".
Парадокс моды
Просто следовать моде недостаточно. Как выразилась в ходе опроса одна из девушек, "порой посмотришь на современных модниц и видишь: единственное, что у них разное, так это выражение лица".
Юноши и девушки, одевающиеся модно, должны совместить, казалось бы, разные вещи: быть как все, но в то же время отличаться от других. Это и называется быть стильным человеком. А это уже целое искусство.
Источники, из которых мы черпаем информацию о моде
(в порядке степени их влияния):
1. Случчане, которые первыми начинают носить вещи, претендующие на модность.
2. Телевидение:
- музыкальные клипы (в основном по МУЗ-ТВ);
- кинофильмы;
- реклама.
3. Производители одежды.
4. Наличие товаров на рынках и магазинах города.
5. Журналы мод.
Не говори “мода” - говори “стиль”
В последние годы дизайнеры, модельеры, обозреватели направлений в моде все чаще оперируют понятием "стиль". Если раньше стиль определялся функциональным разделением одежды (спортивный, классический, деловой), то теперь понятие “стиль” определяется в другом контексте - культурном. Более того, образ жизни того или иного человека определяет стиль его одежды.
"Униформа"
(особые приметы в одежде и аксессуарах, не подверженные влиянию моды):
Хип-хоп культура: приспущенные широкие штаны, байка на два размера больше, бейсболки, кроссовки, крупные украшения, множество карманов, яркие цвета.
Панк-рок: джинсы с дырками, значками, надписями; джинсовые или кожаные куртки ("косухи"), майки с соответствующими рисунками (КиШ, символ анархии и т.д.), пирсинг, банданы, кеды, преобладают чёрный и красный цвета.
"Попсовики": перенимают от каждого стиля что-то своё. Одеваются под настроение или "под кумира". Разнообразие, граничащее порой с безвкусицей.
Цикличность моды
Исследования, проведённые социологами ещё в 80-х годах прошлого века, показали, что мода на тот или иной стиль одежды повторяется каждые 18-20 лет. Мода теперь не столько производство "нового", сколько воспроизводство и стилизация "уже бывшего".
Из истории
Существует несколько факторов, которые выпадают из общей схемы возникновения моды.
В Витебске, например, среди женщин популярна максимально откровенная одежда. Объясняется всё очень просто: в этом областном центре мужчин намного меньше, чем женщин, посему они, конкурируя с другими представительницами прекрасного пола, такой одеждой стараются привлечь внимание именно к себе. Похожая ситуация наблюдалась во всём Советском Союзе в послевоенные годы.
В конце 80-х - начале 90-х годов любые вещи были модными только потому, что они импортные. Как вспоминают продавцы "шестого" магазина (теперь "Дом торговли №2, или так называемый "Детский мир"), в то время в начале каждого месяца в магазин завозили импортную одежду. Случчане, знавшие об этом, покупали всё подряд. Затем перекраивали по фигуре и носили.