HULC » 10.02.2009, 20:05
Открытое письмо историку и краеведу Грицкевичу А.П.
В №5 Слуцкого «Курьера" увидели Вас с генеалогическим древом в руке, прочитали интервью и искренне возрадовались, что находясь в весьма почтенном возрасте Вы сохранили способность "фантазировать, острить, ерничать и смеяться. Традиционно, еще со времен турецких султанов, и мы, казаки, завсегда люди веселые. Так давайте посмеемся разом в ходе народ¬ного анализа Ваших" глубоконаучных перлов" о белорусских казаках.
Цитируем по тексту интервью в переводе: «Ко мне приходил полковник научного отдела белорусской казачей организации. Я ему растолковал ,что казаки неисторическое белорусское движение. Полковник замолчал и больше они меня не приглашали. А так ,может быть ,я и полковника получил бы или атамана./Смеется/." Любезный Анатолий Петрович, казачество, будучи не просто рухом, но феноменом многогранным, в первую очередь, издревле, явля¬ется Православным Воинством Христовым, о чем наверняка знали Ваши дробно-шляхетные предки, и было им совсем не до смеха. Жаль ,что пока нельзя свя¬заться с ними через упомянутую в интервью машину времени". Будучи верником католической церкви. Вы, почтеннейший Анатолий Петрович, никак не могли бы стать даже простым казаком, «полковника» к Вам Всебелорусское объединенное казачество не присылало, ибо имея наставниками профессора, доктора исторических наук Оржеховского Игоря Вацлавича, известного военного писателя, историка Наливайко Игоря Михайловича, прямого потомка гетмана Северина Наливайко, и других, не менее авторитетных деятелей белорусского общества, нам и в голову никогда не приходило беспокоить одного из"легендарных основателей Белорусского Великого Княжества Литовского"/интересно было бы узнать фамилию слабоумного самозванца, вероятно он из БК от Улаховича/.
Не менее удивительны Ваши безосновательные утверждения типа: "Казачество - это российские казаки. В Беларуси таких казаков не было." Паважанны летувас дактарас, Россия не имеет и никогда не имела монополии на казачество. Это у Вас от незнания еще одной важной ипостаси нашего Феномена - казачество есть народ древний, имевший свою демократическую государственность/Войско Запорожское, Всевеликое Войско Донское, Гетман¬ская Украина, а раньше их Хлыновская Республика/ и имеющий богатейшую историю, уникальную культуру, обычаи и традиции. В отличие от народов кровных, ставящих во главу угла физиологию, казачество, будучи нацией духовной, росло и укреплялось не только и не столько за счет собствен¬ного деторождения, но больше благодаря притоку людей духовно близких, ибо живем по Завету св. ап. Павла : «И нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, но все во Христе." Мы совершенно неприемлем любой национализм, ксенофобию и стараемся жить по правде, в соответствии с нашим Древним преданием. Осмелимся напомнить, что история, прежде всего, действительность в ее
развитии и белорусская сущность нашего движения от Вашего признания или не признания не зависит, а судьба Случчины тесно связана с каза¬чеством от эпохи феодализма до наших времен. что подтверждается даже Вашими трудами. Тысячи казаков на протяжении пяти столетии оседали здесь и сильно обелорусились. Но это не все - после появления Статута ВКЛ 1588 г.,закрепившего крепостное право и даровавшего "феодалам право смертной казни: «Будет важно и теперь каждому пану подданного своего...подлуг поразумения своего карать" - и принятия, силой навя¬занной в 1596 г. Брестской унии, Этически поставившей православных людей вне закона, подавляющая часть белорусской шляхты, из шкурных сооб¬ражений окатоличилась, ополячилась и окончательно предала свой народ. В это же время простые белорусы и меньшинство шляхты бежали от произ¬вола магнатов в Запорожскую Сечь, бывшую православным рыцарским орденом. Во время национально-освободительной войны 1648-1651 гг. многие из них возвратились на Родину. Именно они, казаки-белорусы, а не"литвинская шлях¬та", первыми подняли знамя борьбы не за лоскутное ВКЛ, а за суверенную Беларусь, которую хотели обустроить по примеру Гетманской Украины. И народ поддержал их. Севский: воевода доносил парю: «Белорусы, государь, всякие черные люди, всех городов и уездов, которые за казаками, стоят против поляков с казаками заодно". А Я.Радзивилл писал: «Во всем ВКЛ, кроме княжества Жмудского. вряд ли есть уезд, который нельзя причислить к числу мятежных." Другой источник сообщает: ‘Чернь так разьюшена, что решила или уничтожить шляхту, или погибнуть." В страшном сражении с превосходящими силами армии Я.Радзивилла у д.Погост сложили свои голо¬вы за свободу и независимость Беларуси лучшие сыны земли нашей гетман Иван 3 Соколовский/Слуцкий православный шляхтич и сечевик/,писарь войсковой Турчинович и более 2-х тысяч боевых соратников. От тех лет до нас дошло множество белорусских народных песен. прославляющих казачью доблесть, и дробношляхетская ненависть физических и духовных потомков литвинских карателей и палачей, заливших Беларусь кровью православной. Современные, литвинствуюшие нацонал-радикалы, обеспоко¬енные ростом влияния казачества в обществе, развернули в интернете травлю истинных патриотов нашей державы. Нынешние наследники"папского рая",записав в белорусы прирожденных садистов Радзивиллов, костерят по черному"хворый"белорусский народ,"казаков-чужеродцев" и, живя на зарубежные подачки, стремятся возродить Речь Посполитую от можа до можа в виде Балто-Черноморского-Союза на смрадной волне русофобии и казако-фобии. Если их мечты сбудутся - Беларусь опять"ляжет"под наших"гонористых"соседей, жаждущих вернуть"кресы усходни".
Поливая казачество черно!' краской в преддверии празднования очеред¬ной годовщины вызволения Беларуси из под немецкофашистской пяты, наши оппоненты совершенно не вспоминают, что 1-е антифашистское подполье на Случчине организовали в сентябре 1941 г. командиры 4-й Донской каза-
чей кавалерийской дивизии А.Д.Фомин и У.И.Богунов. И освобождали Слуцк то» казаки, в чем мы видим перст Божий. 30 имя 1944 г. 4-й Кубанский Казачий Кавалерийский" корпус, при поддержке других частей Красной Армии, выбил из города немцев. Командир 40-го гв. Казачьего кав. полка, потомственный казак, подполковник Головащенко Илья Иванович и другие его боевые товарищи, положившие за нас жизни свои, покоятся на Слуцком мемориальном кладбище, а некоторые улицы города названы в честь казачьих офицеров и генералов.
Б послевоенные годы Слуцкое казачество, несмотря на всесоюзные гонения, развивалось без шума в рекламы по формуле, предложенной св.ап.Павлом.а после развала ССОР открыто развернуло свою деятельность и имеет опреде¬ленные успехи. Следуя примеру предков, мы бескорыстно служим Рогу и Оте¬честву, воспитываем свою молодежь в духе любви ж преданности Белорус¬скому государству и всегда готовы его защищать. Неумно и бесперспективно даже пытаться навешивать на наших казаков российский ярлык, ибо 97% из них родились здесь, имеют крепкие белорусские корни во многих поколениях и считают за честь быть гражданами Республики Беларусь. В отличие от воинствующих псевдолитвинов-грантососов.мы не пользуемся иностранными сребрениками и не ищем поддержки у зарубежных благодетелей. В ином случае т.н. свободные СМИ уже давно бы навесили на нас всех рублевых собак.
Паважаны Анатолий Петрович, учитывая Вашу узкую специализацию и специ¬фические взгляды на историю. мы не обижаемся за несерьезный подход к нашему казачьему феномену ж советуем, для начала, познакомиться со следую¬щий солидными исследованиями :"Древняя история казачества" Е.Я.Савельева, Новочеркасск, 1915 г.."Белорусское казачество"Д.Л.Похилевича, Львов, 1957 г., и "Белорусь козацька"В. 1.Горобпа,Киев,1998 г.
И еще очень просим Вас не обижаться на Ваших литовских коллег, непризнающих существования Беларуси во времена ВКЛ в его составе и до сих пор ничего не пишущих о белорусах в своих учебниках„Ведь называя это невежество "империализмом малой» нации", сами занимаете очень похожую позицию по отношению к белорусским казакам, отрицав явное с навешиванием политических ярлыков.
По поручению казаков
Председатель Совета Старейшин минского областного округа и Слуцкого городского отдела БОК
В.А.Попов
08.02.09,г.Слуцк