Лично я слово "наука" (применительно к обсуждаемой теме) понимаю, как систему знаний, накопленных человечеством за весь период своего разумного существования. Действительно, этот топик (несмотря на многотолкуемое название) не имеет отноршение к той науке,которую столь доблестно защищала Марусяка
. Науке открытий и изобретений. Справедливости ради следует признать, что в формировании ошибочного мнения ей "помогли" рассуждения некоторых форумчан, не слишком внимательно прочитавшими первый пост...
Рассматривая проблему передачи этой системы накопленных знаний внутри общества (коллега
Шув-бовсть верно заостряет наше внимание
), следует признать, что налицо определённая нерациональность в этом процессе.
На первый взгляд, если количество полученных знаний растёт, то и процесс обучения (передачи знаний) должен, соответственно, увеличиваться по времени. Это мы можем наблюдать, помимо нашей страны, во многих странах мира - увеличение продолжительности школьных занятий.
Я недостаточно хорошо знаю методики преподавания в школах зарубежных стран, но отталкиваясь от публикаций заграничных учёных по этой проблематике, могу предположить, что у них тоже "не всё гладко" в этом вопросе.
Ведь, неспроста, даже на этом форуме люди задаются вопросом "понадобились ли вам знания, полученные в школе?". Создаётся впечатление, что у нас сейчас банально приплюсовываются сведения, ставшие очевидными в результате недавних открытий учёных, к знаниям, изложенным в старых учебниках (с некоторыми купюрами).
В результате - кратно возрастает объём информации, которую необходимо усвоить в незначительно увеличившиеся сроки.
Проблема "решается" штурмовщиной, "повальной репетиторщиной", которые не дают основательного, "настоящего" знания, а работают лишь на очень коротком временном отрезке. Отсюда - низкий профессионализм специалистов и "халтура" в среде "новых учёных".
Мне кажется, что одним из выходов из сложившейся ситуации является широкое обсуждение в обществе глубины изучения предметов. Пусть лучше выпускник точно будет знать, какие растения произрастают в его родной стране, чем пытается, но не может написать химическую формулу (и название результирующего соединения) пыльцы какого-нибудь рододендрона.
Советские учебники разрабатывались "под взращивание" специалистов в областях, близких к производству вооружений. Отсюда - большая скрупулёзность в изучении математики, физики, химии, биологии... В ущерб развитию нравственных качеств, которые во время войны могут только мешать. Поэтому в "литературу" включались произведения, отбивающие интерес к чтению этих авторов, потому что в подростковом возрасте неинтересны и скучны, как правило,"взрослые проблемы", описываемые в произведениях. Чтоб не задумывались особо.
Ладно, хватит, а то слишком длинно выходит...